Вирусы в нашей жизни. "вирусы" Презентация на тему размножение вирусов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Презентация к уроку биологии 10 класс (профильный уровень), составлена учителем биологии МБОУ СОШ №2 г.Пыть-Ях, Усаниной Верой Владимировной

План урока: 1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии 2.Строение и жизнедеятельность вирусов 2.1.Состав и строение вирусов. 2.2.Классификация вирусов 2.3.Механизм взаимодействия ви­русов с клеткой. 3.Бактериофаги - вирусы бактерий 4.Роль вирусов в природе и жизни людей. Вирусные заболевания. 5.Особенности функционирования вируса СПИДа. Меры профилактики. 6.Меры профилактики вирусных заболеваний. 7.Закрепление знаний. Работа с мини-тестом. 8.Итоги урока. Запись домашнего задания.

1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью

Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»),.

В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами. В 1907 году открыт вирус натуральной оспы 1909 год – полиомиелита В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака - саркомы кур Рауса.

Вирусы - неклеточные формы жизни. Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания. Вирусы имеют очень простое строение и состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки и скорее напоминают частицу, нежели клетку. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких признаков жизни: не питается, не дышит, не растет, не размножается.

2.1.Состав и строение вирусов. Структура вируса на примере ВИЧ (1) РНК-геном вируса, (2) нуклеокапсид, (3) капсид, (4) белковый матрикс (5) липидную мембрану (6-7) гликопротеин -рецепторы (8-11) - белки

2.2.Классификация вирусов: дезоксивирусы рибовирусы ДНК двухнитчаиая ДНК однонитчатая РНК двухнитчатые РНК однонитчатые Без внешних оболочек: Аденовирусы Без внешних оболочек: Крысиный вирус- Без внешних оболочек: Вирусы раневых опухолей, растений Без внешних оболочек: Полиомиелит, Энтеровирусы, Риновирусы, Вирус табачной мозаики С внешними Оболочками: Герпес-вирусы Оспенные вирусы С внешними оболочками: Вирусы кори, свинки, гриппа, бешенства, Онкогенные РНК-содержащие

2.3.Механизм взаимодействия вирусов с клеткой. 1. Инфицирование - это путь проникновения вируса в клетку, методом рецепторного эндоцитоза Этапы: 1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2) образование вакуоли/эндоциоз/ . 3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран 2 . Размножение вируса /только в клетке хозяина/: 1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение) 2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина) 3) Сборка вирионов. По завершению сборки вирионы выходят из клетки.

3.Бактериофаги Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Все фаги имеют многогранную призматическую головку и хвост. Диаметр головки 60-95 нм, длина хвоста – 250 нм. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

4.Роль вирусов в органическом мире Негативная роль Вызывают заболевания растений, животных и человека. Используются как биологическое оружие. Позитивная роль Регулируют численность живых организмов в биосфере. Являются объектом нанобиотехнологий.

4.Вирусы, вызывающие заболевания человека: герпес свиной грипп ВИЧ гепатит С полиомиелит

Грипп рак простаты ОРЗ Птичий грипп чума

Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих. Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа 5.СПИД. ВИЧ

6.Меры профилактики вирусных заболеваний: Соблюдение здорового образа жизни Меры по повышению иммунитета Повышение санитарной культуры населения Своевременное выявление и лечение больных Ношение марлевых повязок при контакте с больными Соблюдение санитарно-гигиенических правил Вакцинация населения

Проверим полученные знания 1.Вирусы – это: А) прокариотическая клетка Б)эукариотическая клетка В) неклеточная форма жизни Г) все верно 2. Вирусы состоят из А) белков и нуклеиновой кислоты Б) целлюлозы и белков В) ДНК и РНК Г) ядра и цитоплазмы 3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания: А) СПИД Б) паротит В) герпес Г) корь 5. Вызывают заболевания А) туберкулез 1) вирусы Б) СПИД 2) бактерии В) грипп Г) сальмонеллез Д) корь Е) брюшной тиф А Б В Г Д Е

Сверим ответы Сверим ответы 1 – В 2 – А 3 – Г 4 – В 5 – 2 1 1 2 1 Если нет ни одной ошибки – 5, Если одна или две ошибки – 4, Если более двух ошибок – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физкультуре

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Сформировать представления и знания о вирусах, их природе, негативном влиянии на живые организмы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с вирусами - единственной формой жизни на Земле, их строением, особенностями поведения внутри клеток живых организмов.
  • Сравнить свойства вирусов и всех живых организмов; выявить закономерности размножения вирусов.
  • Напомнить об иммунитете человека, явлении фагоцитоза, о прививках.
  • Познакомить с наукой вирусологией, основоположником вирусологии - русским ученым - Д. О. Ивановским.
  • Учебные - наглядные пособия: таблицы Вирусы, Презентация Вирусы.

Термины: Вирусы, вирусология, фильтрующие вирусы, бактериофаги, пандемия.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Вокруг нас существует видимые и невидимые миры. Про видимый мир мы много знаем, а вот невидимый мир полон загадок и тайн и не всегда хороших. Слайд № 2, 3.

II. Изучение новой темы.

Предлагаю посмотреть слайды № 4, 5, 6. На первый взгляд хорошие поля, а если приглядеться, то листья растений в пятнах. Это болезнь - табачная мозаика. А возбудитель болезни - вирусы. Слайды № 7,8.

Фильтрующие вирусы. Слайд № 9. Сообщение ученика.

Вирусы - единственная неклеточная форма жизни на Земле. В переводе с латинского - яд. О том, как устроены вирусы узнаем, посмотрев слайды № 10, 11, 12. А теперь зарисуем и подпишем составные части.

Предлагаю учащимся вспомнить свойства всех живых организмов и закрепить на доске полоски-свойства (Приложение № 1). Для того, чтобы определить свойства вирусов рассмотрим слайд № 13. Для них характерны всего три свойства живых организмов: 1) размножение, 2) наследственность, 3) изменчивость.

Наука о вирусах - Вирусология. Основоположник науки русский ученый - Д. О. Ивановский. Слайды № 14, 15. Сообщение ученика.

Ученые до сих пор спорят, кем или чем являются вирусы: вещество или живое существо. Сегодня многие ученые считают, что вирусы мостик между живым и неживыми мирами и являются основными участниками эволюции. Слайд № 16.

Поселяясь в клетках живых организмов вирусы, вызывают многие болезни: грипп, оспу, корь, полиомиелит. Слайды № 17, 18, 19.

Тест - задание (Приложение № 2). Ученики обмениваются тетрадями, проверяем задания всем классом, выставляем оценки.

Меры борьбы с вирусами - Слайд № 19, 20. Сообщения учеников об ученых: И.И. Мечникове, Луи Пастере, Дженнере. Слайд № 21.

Поведение вирусов при попадании в клетки растений, животных и человека неоднозначно: 1) уничтожают клетку хозяина; 2) замирают, никак не проявляя себя; 3) изменяют генетический материал ДНК клетки хозяина на свой - идет сборка фрагментов нитей ДНК или РНК и белковых тел (капсидов).

Использование ослабленных или погибших вирусов для вакцинации. Слайд № 22

III. Обобщающие вопросы:

  1. Вирусы - вещество или существо?
  2. Имеют ли вирусы клеточное строение?
  3. Особенности строения вирусов?
  4. Что такое капсид?
  5. Как много нуклеиновых кислот содержатся в вирусах?
  6. Свойства вирусов?
  7. Проявляется ли у них обмен веществ и энергии?
  8. Способны ли вирусы расти?
  9. Способы размножения вирусов?
  10. Как называется наука о вирусах?

IV. Выводы.

Вирусы - это единственная неклеточная форма жизни на Земле, которая вне клетки никак себя не проявляет, а является промежуточным звеном между живой и неживой природой.

V. Итоги.

Оценки: за сообщения, за тест-задание, ответы на вопросы. Молодцы.

Оценку "отлично" и особую благодарность за помощь в оформлении презентации ученику 10 "р" класса Дерябину Сергею.

в номинации

«Лучшая интерактивная поддержка урока»

Тема урока по биологии в 7 классе

«Вирусы»

СОШ № 32

Белякова Л.В.


Задачи урока :

Образовательные

  • сформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,
  • сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности;
  • истории открытия вирусов;
  • значение вирусов для человека;
  • познакомить с наиболее распространными вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики;

Развивающие

  • продолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений;

Воспитательные

  • формировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Форма проведения и методы работы на уроке:

  • урок с использованием ИТ.; технологии критического мышления; проблемного обучения на основе деятельностного подхода, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, учебные электронный учебник «Кирилла и Мифодия»

Перечень цифровых ресурсов и программ.

При подготовке к уроку были использованы:

  • « Биология» (Кирилл и Мефодий),
  • программные средства Microsoft Word, Microsoft Power Point
  • Интернет-ресурсы
  • http://www.kozlenkoa.narod.ru/
  • http://schools.techno.ru/sch1529/genetic/index.htm
  • http :// www . tambov . fio . ru / vjpusk / vjp 043/ rabot /31/ urok 1. html
  • http :// schools . keldysh . ru / sch 1952/ Pages / Timokhina 204/ zac 1. html

Естествознание так ясно показывает,

что самое таинственное,

самое волшебное протекает необыкновенно просто,

открыто и без всякой магии.

В.Гёте


Тема урока:

Вирусы.

Кто они - вещества или существа?


Вирус (от лат. virus - яд)

Вирус входит в царство

VIRA .

представляют

собой простейшую

форму жизни на

Земле, занимая

пограничное

положение между

неживой и живой

материей.


Проблемный вопрос

Зная, что вирус не имеет

клеточного строения, как

можно доказать - вирус живое

существо или вещество?


Проблемный вопрос

Почему трудно вести борьбу

с вирусами- возбудителям

различных заболевание

и полностью их обезопасить?


Цель урока

  • изучить строение вирусов;
  • изучить значение вирусов;
  • определить, что это-вещество или живое существо;
  • познакомится с наиболее распространенными и опасными

вирусными заболеваниями человека.


Справочная информация

1887г. - Крым , плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.

Сельское хозяйство несло убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый. Однако задача оказалась весьма непростой.


История открытия

1892 год, русский ботаник

Дмитрий Иосифович

Ивановский

открыл вирус табачной мозаики,

получив инфекционный экстракт

из растений табака, пораженных

мозаичной болезнью.


« Исследовательская лаборатория»

Задание 1. Рассмотрите строение вирусов и ответьте на вопрос: Чем вирусы отличаются друг от друга?

Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, оттметте признаки живой материи и неживой материи. Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания №2 в информационном листе (групповая работа).

Задание 3. Изучите текст, рисунки вашего учебника, и предложенные материалы информационного листа. Какое строение имеет вирус ТМ? Подпишите названия составных частей на рисунке. Ответьте на вопросы (индивидуальная работа)

Какое строение имеет вирус табачной мозаики?

Как называется белковая оболочка вируса?

Задание 4. Рассмотрите строение бактериофага и подпишите его части. Ответьте на вопрос: Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг? (работа в парах)


Строение вируса

Химические вещества .

  • Белки
  • Углеводы
  • Липиды

Нуклеиновая

кислота

Капсид

Вирусы

По строению:

Простые или

Вирионы разных вирусов: а–вирус оспа -вакцины;

б–вирус простого герпеса человека, в–вирус гепатита В,

г–аденовирус человека,

д–вирус гриппа, е–вирус гепатита А,

ж–бактериофаг лямбда

Вирусы

По составу:

ДНК или РНК содержащие


Строение вируса бактерий

Вирус бактерий- бактериофаг (фаг)

Бактериофаги –

«пожиратели бактерий»

Открыты в 1915 - 1917 году одновременно

во Франции и Англии – Ф.ТУОРТ

Используют при лечении заболеваний

вызываемых некоторыми бактериями.

Схема внедрения фаговой ДНК в

клетку бактерии-хозяина


Цикл развития вируса.

1. Процесс адсорбции.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки.

2. Процесс инъекции .

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты.

3. Процесс редупликации.

Самовоспроизведение молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

4. Процесс синтеза.

Синтез вирусных белков и ферментов.

5. Процесс самосборки вируса .

Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида.

6. Процесс лизиса.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.


« Медицинская диагностика»

Познакомьтесь с перечисленными вирусными заболеваниями и распределите их в соответствующие колонки (болезни растений, животных и человека)

Ящур, корь, скручивание листьев томата, чума птиц и

свиней, бешенство, энцефалит, оспа, полиемилит, герпес,

паротит (свинка), гепатит, краснуха, бородавки, СПИД, желтуха свеклы, бронзовость томата


Вирус иммунодефицита человека

Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом . Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих


Значение вирусов. Заболевания человека

корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.

Ребенок больной оспой Человек больной гриппом


Значение вирусов. Заболевания животных

У животных вирусы вызывают:

ящур, чуму,

бешенство;

У насекомых –

полиэдроз,

грануломатоз.

Вирус бешенства

животных


Значение вирусов. Заболевания растений

У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы,

карликовость; наконец, у бактерий - их распад.


Домашнее задание

  • Прочитать параграф 2, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему.
  • Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет.
  • Составить перечень сайтов Интернета, где можно найти информацию о вирусах;
  • Приготовить презентацию, используя программные средства

Microsoft Word , Microsoft Power Point
















1 из 16

Презентация на тему: Вирусы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Д.И.Ивановский открыл вирусы - новую форму существования жизни. Своими исследованиями он заложил основы ряда научных направлений вирусологии: изучение природы вируса, цетопотологических вирусных инфекций, фильтрующихся форм микроорганизмов, хронического и латентного вирусоносительства. В знак признания выдающихся заслуг Д.И.Ивановского перед вирусологической наукой Институту вирусологии АМН СССР в 1950 году было присвоено его имя, в Академии медицинских наук учреждена премия имени Д.И.Ивановского, присуждаемая один раз в три года. Первая половина нашего столетия была посвящена пристальному изучению вирусов - возбудителей острых лихорадочных заболеваний, разработке методов борьбы с этими заболеваниями и методов их предупреждения.

№ слайда 5

Описание слайда:

Строение вирусов Вирусы не имеют клеточного строения. Каждая вирусная частица состоит из расположенного в центре носителя генетической информации и оболочки. Генетический материал представляет собой короткую молекулу нуклеиновой кислоты, это образует сердцевину вируса. Нуклеиновая кислота у разных вирусов может быть представлена ДНК или РНК, причем эти молекулы могут иметь необычное строение: встречается однонитчатая ДНК и двух нитчатая РНК. Оболочка называется капсид. Она образована субъединицами – капсомерами, каждый из которых состоит из одной или двух белковых молекул. Число капсомеров для каждого вируса постоянно.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

№ слайда 8

Описание слайда:

Вирусная ДНК Молекулы вирусных ДНК могут быть линейными или кольцевыми, двух цепочечными или одно цепочечными по всей своей длине или же одно цепочечными только на концах. Кроме того, выяснилось, что большинство нуклеотидных последовательностей в вирусном геноме встречается лишь по одному разу, однако на концах могут находиться повторяющиеся, или избыточные участки. Помимо различий в форме молекулы и в структуре концевых участков вирусных ДНК существуют также различия в величине генома.

№ слайда 9

Описание слайда:

Вирусная РНК Исследования вирусной РНК составили один из самых значительных вкладов вирусологии в молекулярную биологию. Тот факт, что у вирусов растений реплицируемая генетическая система состоит только из РНК, ясно показал, что и РНК способна сохранять генетическую информацию. Была установлена инфекционность РНК вируса табачной мозаики, и выяснилось, что для инфекции необходима вся ее молекула. Размеры вирионов РНК - вирусов сильно варьируют - от 7.106 до 2.108 дальтон, однако размеры РНК и, следовательно, объем содержащейся в ней информации различаются в значительно меньшей степени.

№ слайда 10

Описание слайда:

Размножение вирусов Вирусная частица - это инертная статическая форма вируса. Когда вирионы находятся вне клетки, они не размножаются и в них не происходит никаких метаболических процессов. Все динамические события начинаются лишь тогда, когда вирус проникает в клетку. Даже у многоклеточного хозяина решающие события при вирусной инфекции происходят на клеточном уровне. Распространение вируса совершается в результате повторных циклов взаимодействия вируса с клетками и рассеяния вирионов во внеклеточной среде. В зараженных вирусом клетках происходит глубокая перестройка вирусного материала, а часто также и компонентов клетки-хозяина. Возникает новая система - комплекс вирус-клетка.

№ слайда 11

Описание слайда:

Схема размножения вирусов, содержащих в вирионе одну нить ДНК (I) или одну нить РНК (II). ДНК изображена сплошной линией, РНК - пунктиром; А - нуклеиновая к-та вириона; Б - удвоенная нить нуклеиновой кислоты при ее репликации; В - информационная РНК, (и-РНК), копирующая вирусную ДНК; Г - цепочка рибосом (полисома), соединенная и-РНК или вирусной РНК (на рибосомах растет полипептидная цепочка из остатков аминокислот); Д - рибосома с полипептидом, отделившаяся от полисомы; Е - белковая молекула, образованная полипептидными цепочками; Ж - построение дочерней нити нуклеиновой к-ты между двумя материнскими; З - зрелый вирион. Стадия В у вирусов с РНК отсутствует, т. к. их собственная РНК выполняет при синтезе белков роль и-РНК.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Вирус гриппа А Вирус гриппа А как правило вызывает заболевание средней или сильной тяжести. Поражает как человека, так и некоторых животных (лошадь, свинья, хорек, птицы). Именно вирусы гриппа А ответственны за появление пандемий и тяжелых эпидемий. Известно множество подтипов вируса типа А, которые классифицируются по поверхностным антигенам - гемагглютинину и нейраминидазе: на настоящий момент известно 16 типов гемагглютинина и 9 типов нейраминидазы. Вирус видоспецифичен: то есть как правило, вирус птиц не может поражать свинью или человека, и наоборот.

Описание слайда:

Вирус гриппа С Вирус гриппа С достаточно мало изучен. Известно, что в отличие от вирусов А и В, он содержит только 7 фрагментов нуклеиновой кислоты и один поверхностный антиген. Инфицирует только человека. Симптомы болезни обычно очень легкие, либо не проявляются вообще. Он не вызывает эпидемий и не приводит к серьезным последствиям. Является причиной спорадических заболеваний, чаще у детей. Антигеннаяструктура не подвержена таким изменениям, как у вирусов типа А. Заболевания, вызванные вирусом гриппа С, часто совпадают с эпидемией гриппа типа А. Клиническая картина такая же, как при легких и умеренно тяжелых формах гриппа А.