Информацию о том как работает. Какие методы работы с информацией существуют? Ограничения и масштабный анализ

Введение

Становление информационного общества приводит к трансформации образования. Востребованным становится образование, которое позволяет человеку уверенно войти в мир информации, ее поиска, анализа и интерпретации. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в области образования (Федеральный закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования, «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года») пронизаны идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества. Школе как важнейшему социальному институту становления личности поставлена задача - создать условия для формирования у школьников умения работать с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего среднего образования каждое направление универсальных учебных действий предусматривает наличие умения работы с информацией. Умение работать с информацией относится к общеучебным умениям, носит универсальный характер, что позволяет школьникам решать различные познавательные и жизненно важные задачи. Это отражено в соответствующих классификациях, предложенных рядом авторов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.В. Усова,Т.И. Шамова, Н.А. Лошкарева, С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, А.Н. Тубельский, Л.М. Перминова и др.).

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что умение работать с информацией является общеучебным умением, сложным по своей структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов (частных умений), которые своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.

Компонентами умения работать с информацией выступают:

· поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации);

· анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации);

· интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации);

· переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой);

· обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации);

· создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях);

· создание электронных презентаций);

Процесс формирования умения работать с информацией будет успешным, если:

Общее умение работы с информацией представляет систему, взаимосвязанными компонентами которой являются частные умения: поиск, переработка, создание, представление, хранение и передача информации;

В образовательном процессе реализуется технология формирования умения работы с информацией, обеспечивающая поступательное продвижение учащихся в освоении соответствующих способов деятельности по этапам: формирование первоначального умения на уровне знания способа действия, безошибочное выполнение действия по образцу, применение умения в сходных ситуациях, применение умения в новой ситуации на основе самостоятельного определения цели, мотивированного выбора способов и средств ее достижения при работе в одной образовательной области с последующим переносом умения

в другие образовательные области;

Освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации и носителями актуального социокультурного опыта с учетом особенностей деятельности учащихся на разных этапах познания.

Теоретические аспекты использования приемов педагогической техники на разных этапах урока.

1. Синквейн.

В предложенном тексте найти ключевые слова, слова-определения. Составить для найденных слов синквейны по правилу:

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Возможна работа в группах, затем представление своего синквейна.

Этот прием позволяет развивать умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, основанном на богатом понятийном аппарате.

2. Соотношение.

Воспользуйтесь текстом учебника и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке (соедините стрелками).

ДАТА Событие


3. Составь правильное предложение.

Даны фрагменты текстов из разделов учебника. Каждое предложение состоит из двух разных предложений. Найдите с помощью текстов учебника границы этих фрагментов в каждом предложении и исправьте их.

Например:

А) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,

Б) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,

вводимые пользователем, и организует исполнение программ.

Необходимо найти правильное окончание в первом предложении и начало во втором.

4. Разведение объектов схемы

Из рассматриваемой в тексте учебника классификации или схемы развести объекты в таблице.

Например:

В разделе учебника «Офисная технология и информационные системы» приведена схема «Компьютерная технология в офисе», объединяющая аппаратуру, программное обеспечение, файлы и многое другое. Разведите приведенные в схеме объекты по разным столбцам таблицы.

Работа ведется в группах, причем, каждая группа заполняет свой столбец. В результате заполняется вся таблица.

5. Метод пропущенных слов.

В приведенных фрагментах текста пропущены слова (ограниченное количество). Найдите их в тексте учебника и впишите.

Например: в фрагментах текста пропущены слова вещество, энергия, информация .

Даны фрагменты:

А) В результате реакции анаболизма, протекающих с потреблением…., образуются сложные органические….. из более простых.

Б) Для живых организмов характерна способность передавать признаки и свойства в неизменённом виде и из поколения в поколение с помощью носителей…… - молекул РНК или ДНК.

6. Путаница.

В приведенных фрагментах текста перепутаны слова. Исправить ошибки.

Например: перепутаны слова вещество, энергия, информация.

А) Перед человечеством уже сегодня встает задача освоения неисчерпаемых источников информации .

В течение следующего века начнется переход к другим источникам информации , после чего

человечество твердо встанет на путь создания неисчерпаемой системы снабжения информацией .

Б) Все уровни организации энергии объединяет общее свойство - масса. Именно масса придает

каждому из уровней статус энергии .

В) Смогут ли гигантские турбины и подводные пропеллеры, напоминающие ветряные мельницы, генерировать электричество, извлекая вещество из течений и волн?

Заключение

Работа с информацией и средствами сегодня становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры. Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как части интеллектуальных умений. Роль преподавателя тесно связана с ее формированием. Только в том случае, если преподаватель даст ученику многообразные и обширные знания, обучит информационным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни. Информационная культура является важнейшей составляющей образовательного потенциала информационно-технологического пространства.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебное пособие/ В.И.Андреев.- Казань: Наука,2000

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники/ А.А.Гин.- Гомель,1999

3. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зязюна.- М.: Прсвещение,1989

Добрый день, уважаемые читатели!

Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том – как важно уметь работать с информацией для саморазвития.

Я проанализировал множество статей в Интернете и другие источники и вот что я увидел.

Мало кто понимает и доводит до читателей сам смысл – в чем же состоит эта работа с информацией. У меня, по крайней мере возникает только путаница от содержания прочитанного по этой теме. Авторы либо слишком углубляются в один аспект вопроса, либо пишут вообще не о том.

Хотя все просто – но почему-то существует желание все так усложнять. Наверное, от непонимания базовой сути.

Изложу мой подход и видение этого вопроса.

Работа с информацией — это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное – это наличие этапов.

Что важно знать?

1. Этапы работы с информацией.
2. Методики, техники и приемы выполнения каждого этапа.

Это и есть Технология работы с информацией: этапы и методы. И ничего более.

В общем виде этапы следующие: поиск и сбор – обработка (систематизация, анализ, кодификация)– использование – хранение.

Другой вопрос – почему возникает поиск информации. Основная причина – это наши цели в получении ответов на наши вопросы.

А если мы вопросов не задавали – то что же мы не воспринимаем информацию?

Воспринимаем – но это восприятие также обусловлено нашими целями, желаниями, потребностями – пусть даже и существующими в неосознанном виде, т.е. в нашем подсознании.

Мы фильтруем (т.е. осуществляем поиск и сбор информации) входящий поток данных в любом виде – разговоры, объявления, заголовки и тд. – если наши мысли как-то связаны с темой, которая отфильтровывается и попадает в наше внимание. Об этом я писал .

Но для простоты понимания вопроса – «работа с информацией » — можно абстрагироваться от неосознанного вида работы с информацией. Лучше сначала понять – как мы работаем с ней – в осознанном режиме.

*****
Итак, есть этапы.

Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема – мы начинаем искать и собирать нужную информации.

Обработка – это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам, например.

Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).

Использование информации – этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например — принятие решения).

Хранение информации – на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.

В упрощенном виде я описал все основные этапы.

Простой пример:

Есть цель: иметь под рукой телефоны необходимых людей (цель).

Собрали номера этих телефонов (сбор информации).

Систематизировали их по группам – друзья, клиенты и тд.

Присвоили имена папкам — «Друзья», «Клиенты» (кодификация).

Занесли телефоны в сотовый телефон в нужную папку (хранение).

Это более менее грамотный подход.

Но может быть и другой – телефоны в беспорядочной последовательности. На разных носителях – часть в блокноте, часть в сотовом. Есть пропуски в наличии какого-то важного телефона и тд.
В общем бардак и неумение работать с информацией.

Наш современный мир переполнен информацией. Хотите узнать что-то? Просто задайте вопрос, и гугл мгновенно выдаст ответ. Сотни, тысячи, миллионы ответов.

Информации не просто много. Ее слишком много. Сложно не получить ее — сложно разобраться, понять, и выбрать нужное.

Умение работать с информацией может пригодиться в любом деле: продать квартиру или вернуть некачественный товар, изучить новый язык программирования или выбрать тариф для сотовой связи. И конечно, особенно это важно, когда вы изучаете что-то новое, будь то университет, курсы повышения квалификации или новый хитрый рецепт штруделя.

Вот 4 совета от Льюиса Кэролла, которые помогали мне много раз: разобраться в обновлении блога, особенностях закона о защите прав потребителей, или способе решения неприятного семейного конфликта. Т.е. мелких и крупных проблемах, с которыми мы периодически сталкиваемся в жизни.

Итак, 4 правила работы с информацией

Два слова про то, для кого эти советы были написаны.

Задолго до того, как Льюис Кэролл встретил настоящую маленькую девочку, которая вдохновила его на создание «Алисы в стране чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл, Чарльз Доджсон был выдающимся математиком и логиком.

Среди прочих трудов он написал учебник по символической логике (прочитать можно в тут — издание 1973 года «Случайные прогулки по Науке). В этом учебнике кроме сложностей самой символической логики, Кэрролл предлагает четыре приема, которые помогут разобраться и понять сложные места во время чтения.

И эти советы помогутне только понять хитросплетения символической логики. А с любой информации, которую вам нужно понять.

Итак, как же разобраться в сложной для вас теме?

  1. Начните с самого начала, и не позволяйте себе потакать праздному любопытству путем погружения в книгу, там и сям. Это, скорее всего, приведет к тому, что вы отбросите ее с замечанием «Это слишком сложно для меня!», и, потеряете шанс добавить большой кусок к вашему хранилищу психических сокровищ. Это правило очень желательно с разными видами книг — таких, как романы, например, где вы можете легко испортить большую часть удовольствия, которое вы могли бы получить от этой истории по ходу дела, заглядывая вперед и узнавая то, что автор хотел сделать приятным сюрпризом.
  2. Не начинайте новую главу или раздел, пока не будете уверены, что вы полностью понимаете все до этого момента, и что вы проработали, правильно, большинство, если не все примеры, которые были представлены. Если вы осознаете, что разобрались во всем, что прочитали, и не оставили неразрешенных трудностей, которые обязательно позже обратятся против вас, ваш триумфальный прогресс будет легким и восхитительным. В противном случае, ваше замешательство станет хуже и хуже по ходу дела, пока вы не откажетесь от всего с отвращением.
  3. Если вы столкнулись с отрывком, который не поняли, прочитайте его снова: если вы снова не поняли, прочтите еще раз. Если даже после 3 прочтений вы не поняли его, вероятнее всего, ваш мозг немного утомился. В этом случае, отложите книгу, и займитесь чем-то другим. А назавтра, на свежую голову, вы вероятнее всего найдете это довольно легким.
  4. Если это возможно, найдите гениального друга, который будет читать книгу вместе с вами, и будет обсуждать с вами трудности. Разговор – это прекрасный способ разобраться в трудном. Когда я сталкиваюсь с чем-то – в Логике или другом трудном предмете – что полностью озадачивает меня, я нахожу полезным просто обсудить это вслух, даже когда я полностью один. Можно объяснить вещи ясно самому себе! И потом, вы знаете, только вы будете так терпеливы к самому себе: человек никогда не раздражается на свою собственную глупость!»
  1. Если столкнулись со сложной темой - не бросайте ее. Дайте себе время и возможность разобраться. Вы справитесь, это точно. Льюис Кэролл гарантирует это
  2. Не переходите к следующей главе, пока не разберетесь в предыдущей. Это важно. Иначе непонимание накапливается.
  3. Не поняли после первого прочтения? Прочитайте еще раз, и еще раз. Если даже после трех раз вам что-то непонятно - дайте себе отдохнуть. А лучше отложите до утра. Назавтра вы даже удивитесь, насколько лучше понимаете то, что вчера казалось китайской грамотой. Сама каждый раз удивляюсь.
  4. Найдите себе друга. Лучше, если он гениальнее вас. Но в любом случае, объясняя друг другу сложные места, вместе вы продвинетесь дальше, чем по одиночке. Или просто расскажите кому-то то, что узнали. Рассказывая - сами лучше поймете.

Используйте эти 4 совета - и они помогут вам разобраться в любой теме, которая кажется вам слишком сложной: как продифференцировать неявную функцию, или какой подойдет вам , или как отучить кошку запрыгивать на стол.

Век информации. Да, мы живем в век, даже тысячелетие, информации. И еще в век информационного парадокса. Информации настолько много, что овладеть всем уже невозможно. В тоже время умение работать с информацией — это жизненная необходимость, которая часто определяет нашу успешность. Что делать, куда бежать? Наше мастерство во многом зависит о того, как быстро мы можем освоить новые направления, узнать о современных достижениях, овладеть новыми навыками. Мы, увы, до сих пор не умеем по настоящему грамотно пользоваться даже книгами. А интернет? Тем более. Сегодня я открываю цикл статей об эффективной работе с информацией. И сперва мы поговорим о принципах работы с информацией, о ключевых идеях, позволяющих сократить время и увеличить продуктивность обработки любой информации.

Принципы работы с информацией: цели

Я уже не раз писала о целях, о том, на сколько важно их ставить. И если в общем тайм-менеджменте и в жизни мы иногда вспоминаем, что нам нужны цели, то когда мы берем в руки книгу или слушаем лекцию, то, увы, о цели почему-то не вспоминаем.

На самом деле постановка цели в чтении определяет нашу скорость (да, именно так). Цель чтения (или прослушивания лекции, аудио) наряду с некоторыми другими факторами влияет на нашу скорость чтения, глубину погружения в материал и понимание текста. Цель определяет стратегию чтения, скорость и качество погружения.

Примеры.
1. Если вы читаете художественную литературу для удовольствия. Вам хочется погрузиться в мир языка автора, его речи, хитросплетений сюжета. Ваша стратегия будет — получить удовольствие, читая то быстро, то медленно. Иногда останавливаясь и даже перечитывая особо интересные мысли и фразы.

2. Вы читаете статью, чтобы узнать свежие новости в вашей профессиональной сфере. У вас нет необходимости да и желания «наслаждаться языком автора». Ваша цель — быстро получить новую информацию, отсечь известное, понять новое. В данном случае скорость будет максимальной, вы будете не просто читать, а работать с информацией. Извлекать из нее важное.

3. Вам нужно понять материал, выяснить новое, разобраться и запомнить . В этом случае ваша стратегия будет также отличаться. Вы будете работать над информацией, повторять, возвращаться и сверять ее с тем, что запомнили.

Как видите цели могут быть разные

  • получить удовольствие от чтения
  • найти информацию
  • узнать новое
  • понять текст
  • прочитать и выучить новое

Если вы заранее, до чтения, поймете свою цель, вам проще будет читать, вы будете более гибко подходить к тексту, пропуская легкое и известное, если нужно, или замедляясь в том, что важно.

Вывод: Ставьте цель каждый раз, когда открываете книгу и ваше чтение будет быстрее и продуктивнее.

Принципы работы с информацией: гибкость

Можно ли все читать одинаково быстро? Нет. Запомните эту аксиому быстро чтения. Читать все одинаково бессмысленно и неэффективно. Чем больше абстрактных слов содержит текст, тем дольше он будет обрабатываться в мозгу и медленнее читаться.

Если же текст полон образных слов и фраз, которые вы можете легко нарисовать в своём воображении, тем быстрее его можно прочесть.Например, мои посты довольно абстрактные. Уж хочется делиться мне умными вещами. А если написать рассказ «Петя пошёл гулять с собакой, собака нашла старый ботинок, ботинок был с дырой», то вы легко представителей себе всю эту картину.

Сложные тексты с изобилием незнакомых вам терминов читаются медленнее, думаю, это понятно. Также надо не забывать о гибкости внутри текста. Есть части большого текста, которые читаются легко. Скажем, вступления, примеры из жизни. Есть более сложные части, которые объясняют сложные мысли. Внутри одной книги можно и нужно менять скорость чтения. Наша цель — усвоить, а не пролететь глазами.

Подумайте, проявляете ли вы гибкость в чтении?

Принципы работы с информацией: Усвоение

Что общего между чтением и здоровым питанием? Книга, как блюдо, может усвоиться, а может через пару часов оказаться в белом санфаянсовом изделии.
Для меня чтение — это усвоение текста. Это понимание смысла прочитанного, ключевой идеи автора, основной мысли. Это понимание и запоминание интересных и важных фактов и открытий. А ещё достижение цели чтения. Все это вместе и есть усвоение текста.

Если книга, как пустой разговор, влетела в одно ухо, а в другое вылетела, то какой толк был в ней? Лично я люблю книжные блюда от шеф-поваров, классиков Достоевского, Пастернака и Толстого, современных — Кови, Бьюзена. Могу почитать блюда от просто поваров, если они приготовили интересный обед. Фаст-фуд не очень приемлем, хотя… Бывает, устаю от высокой кухни, и хочется быстрого и легкого.

Чего я точно не люблю, так это переедать. Книжное обжорство. Знакомо? Это способствует ожирению, только жиреет мозг.

Мы читаем, осознаем новое, меняем свою жизнь, свое поведение. Это здоровое питание. Если читать много и не усваивать, не применять, то каждая последующая книга приносит все меньше пользы. Наши интеллектуальные стремления все больше заплывают жирком бездействия. Есть люди, щелкающие книги как орешки. Но пользы от книг они не получают.

А есть те, кто читает мало, но пользуется многим из прочитанного. У кого больше результатов? Думаю, догадываетесь. Поэтому лично я стараюсь усваивать книги. Чего и вам желаю.

Принципы работы с информацией: применение

Хочу рассказать об одном конкретном совете. Услышала я этот совет от популярного блоггера на Youtube. Он спросил у одного успешного человека, бизнесмена, инвестора, человека широкого кругозора. А спросил один типичный вопрос, который задают часто и мне самой. Вопрос такой: «Как вам это удается? Строить бизнес, успевать все, быть таким развитым. Мы столько книжек читаем, столько тренингов проходим, даже скорочтение осваиваем. Но у нас нет результатов… Как же вам это удалось?»

Что же ответил этот удивительный человек? Он сказал, что по особому читает книги. Читает, находит какой-то совет, который он еще не применял. Это может быть совет по бизнесу, по личной эффективности или в сфере отношений. И после прочтения и он кладет книгу в раскрытом виде страницами вниз. Как раз там, где он остановился на совете. И дальше идет и воплощает эти идеи в жизнь.

До тех пор, пока он не опробует на практике полученные идеи, он не продолжает читать книгу и не начинает читать другие книги. Идеи на практике либо отвергаются, либо принимаются.

Причем здесь работа с информацией, спросите Вы? А при том, что все наше проглатывание книг бессмысленно и бесполезно, если мы не применяем на практике то, о чем читаем . Работа с информацией — это инструмент , а не цель. Цель — это изменить свою жизнь, усовершенствовать что-то, узнать новый взгляд, задуматься о чем-то. Информация должна нам помогать воплощать идеи в жизнь.

Кстати применение прочитанной информации является одним из способов ее хорошо запомнить. Поэтому используйте этот принцип, когда изучаете что-то.

Итак, я рассказала о самых началах, основах работы с информацией. Вам могло показаться это скучной теорией. Может быть отчасти она так выглядит, но именно эти принципы помогают мне успешно информацией владей, а не загружать голову всем подряд.

Если же вам захотелось конкретных техник, пожалуйста, .

Ирина Пермякова

Данная статья входит в цикл статей о работе с информацией

1. Основные принципы работы с информацией [вы ее только что прочитали]

Информация - один из элементов мышления, включающий факты, наблюдения, личные переживания, и нередко основным для нас становится именно последний компонент. Однако, основываясь на своём опыте как на единственном источнике, мы ступаем на скользкую дорожку искажений: так, опыт, выросший из предубеждений, будет распространять предубеждение, а опыт, порождённый самообманом, соответственно, будет поддерживать самообман. Именно поэтому мы должны лишить опыт аксиоматической истинности и подвергать его критическому осмыслению наравне с другими источниками.

По словам философа Р. Пола, первым шагом на этом пути является понимание того, что мы получаем информацию тремя различными способами: в своей статье учёный окрестил их «пассивной информацией», «активным невежеством» и «активным знанием».

Итак, какова же разница между ними и какой из способов более всего подходит для тех, кто хочет научиться мыслить критически?

«Не понял, но запомнил», или как уничтожить пассивную информацию

Под пассивной информацией Пол подразумевает запоминание фактов и суждений, которые мы не до конца осмыслили, хотя и готовы поспорить с этим, уверенные, что всё прекрасно поняли.

Например, из урока обществознания мы запоминаем, что такое «демократия», и умение воспроизвести вызубренное определение заставляет многих считать, что они действительно понимают, что означает это слово.

На самом же деле нам известен лишь «словесный ритуал», набор общих фраз, едва ли характеризующих явление. Мы охотно повторяем за А. Линкольном, что «демократия - это правление народа, избранное народом и для народа», но как броская цитата, эпиграфом красующаяся на страницах учебника, помогает понять, чем отличается этот политический режим от иных? Большинство людей, раз за разом используя терминологическое клише, с трудом могли бы ответить на вопросы, предлагаемые Полом для самопроверки:

В чём разница между «правлением народа» и «правлением для народа»? А между «правлением для народа» и «правлением народа, избранным народом»? «Правлением народа, избранным народом» - и «правлением народа»? И что вообще подразумевается под «народом»?

Неосмысленная информация оседает в нас штампами. Это можно рассмотреть на примере других, более простых концептов, из которых в нашем сознании конструируется окружающий мир: «солнце», «дерево», «река», «люди», «дом»... Превращение явления или предмета в концепт происходит естественно: концептуализируя, мы встраиваем понятие в систему образов; ни один из концептов не живёт обособленно, что подтверждает наша склонность объяснять одно другим.

Например, как бы мы объяснили, кто такой «просветитель»? «Тот, кто распространяет передовые идеи», отвечаем мы - и для толкования привлекаем ключевое в этом определении понятие «передовые идеи». Но что подразумевается под «передовыми идеями»? Объясняя, мы снова будем задействовать концепты, подбирая синонимы или «говорящие» примеры. Разбор концептов на составляющие - отличный метод для проверки того, насколько мы разобрались в том или ином понятии.

Чем «смелость» отличается от «фривольности»? А «жадность» - от «экономности»? Когда уместно говорить «разоблачать», а когда - «обличать»? «Власть» и «контроль» - это одно и то же? Чтобы уметь добираться до истинных значений, нужно отринуть «наивные» трактовки, которые искажают смысл поверхностностью.

Не понимая и неверно употребляя слова, мы продолжим множить бессмыслицу в духе «свободная вакансия», «патриот родины» или «главный приоритет». Зубрёжка определений, искусственно загружающая в нас информацию, не приблизит понимание, а вот лишний раз заглянуть в толковый словарь - решение куда более конструктивное.

Понимание концептов позволяет нам расшифровывать код языка и избавляться от неглубокого восприятия, а значит, если и не принимать, то хотя бы допускать альтернативные точки зрения на одно и то же явление. Так мы излечиваемся от узости мышления, возникающей за счёт фокуса исключительно на своей позиции - или на тех стереотипах, что были привиты мировоззрением нашей социальной группы.

Таким образом, чтобы освободиться от пассивного знания, нужно пройти краткий курс информационного детокса: выявить то, что нам на самом деле неясно (и часто именно этот этап является самым сложным), и трансформировать непонятое в осмысленное посредством анализа.

«Я в это верю и я прав», или почему активное невежество ведёт к страданию

Под активным невежеством понимается принятие и использование ложной информации, которую мы считаем достоверной. Пол приводит в пример концепцию Р. Декарта: учёный считал, что животные - всего лишь «автоматы», не имеющие разума, а значит, и не чувствующие боли.

Р. Декарт

Животные разума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов, подобно тому как часы, состоящие только из колёс и пружин, точнее показывают и измеряют время, чем мы со всем нашим разумом.

Отталкиваясь от этой идеи, учёный провёл немало болезненных экспериментов, воспринимая стоны живых существ как «скрипы механизмов».

Пример с Декартом весьма показателен, поскольку под воздействием ложных представлений и принципов, усвоенных нами в качестве истины, мы, зачастую не осознавая, причиняем страдания другим.

Активное невежество может быть как индивидуальным, так и массовым (вспомним о национал-социализме, опирающимся на расовую теорию), но и в том, и другом случае оно одинаково опасно.

Пол предлагает проверять информацию на достоверность при помощи следующих вопросов:

    Какая информация нужна мне для ответа?

    Какие данные имеют отношение к этой проблеме?

    Нужно ли мне найти больше информации?

    Соответствует ли эта информация моим целям?

    На какой информации мы основываем своё высказывание?

    Что убедило нас в этом? Может ли наше видение быть искажённым?

    Откуда мы знаем, что эта информация точна?

    Не пропустили ли мы какую-то важную информацию?

Тестируя свои убеждения на подлинность, спросите у себя, чем, например, обоснована наша уверенность в том, что мыши обожают сыр? Или почему мы убеждены, что все товары, маркированные припиской «детское», априори безвредны? Иными словами, отфильтровывайте информацию сомнением, чтобы не попасться на крючок активного невежества.

«Я искал и проверял», или где искать активное знание

И пассивная информация, и активное невежество, очевидно, не самые лучше способы знакомиться с новыми фактами, чего не скажешь об активном знании. Под активным знанием Пол подразумевает восприятие верной информации и её грамотное применение.

Учёный приводит в пример типичную подготовку к экзамену по истории: в ночь перед испытанием мы наспех пролистываем учебник или безуспешно пытаемся разобраться в рукописных криптограммах однокурсников. Та информация, которую мы не понимаем и уже вряд ли поймём в связи с нехваткой времени, оседает в сознании в виде заученных абзацев, пополняя резерв пассивной информации.

То же, что мы понимаем превратно («Средние века называют «тёмными» потому, что это время тотального упадка культуры»), становится частью активного невежества.

Хотя, конечно, многое и вовсе выветривается сразу после того, как оценка оказывается в зачётке, что, впрочем, не так уж плохо: незнание лучше усвоения искажённых фактов.

А что насчёт активного знания? Оно станет нам доступно, когда мы поймём логику исторического мышления, осознав, как мыслили люди прошлых эпох, а не оценивая исторические события с точки зрения современности.

Что для этого нужно? Пол советует испробовать простой приём: составьте рассказ о том, что произошло в мире за сегодня. Создавая свою историю, вы будете отбирать и оценивать факты, но едва ли в вашем рассказе будет описано абсолютно всё, что случилось за этот период: вы выберете только то, что, на ваш взгляд, действительно актуально. Более того, рассказывая, вы склонны оценивать каждое событие субъективно (так, если вы против ограничения свобод в интернете, то вряд ли одобрительно воспримете законопроект, который налагает штраф за использование нецензурных выражений в киберпространстве).

Очевидно, что люди, пишущие историю, выстраивают её согласно своим воззрениям и личным целям. То есть:

    одно и то же событие может быть рассмотрено через призму разных политических, социальных, культурных концепций;

    у разных историков - разные точки зрения (и зачастую разные представления о том, какие события действительно являлись наиболее значимыми в тот или иной период);

    когда историк отождествляет себя с определённой социальной группой, нацией или культурой, ему, по понятным причинам, свойственно в своей «летописи» высвечивать положительное этих групп и отрицательное тех, кто был с ними не согласен.

Такие инсайты об истории являются результатом того, что мы пропустили знание через себя, не оставив ему шанса на пассивное прозябание или превращение в невежество. Воспринимая историю не как дисциплину, затвердевшую в веках, а как живой текст, создающийся прямо сейчас, в это мгновение, мы начинаем понимать логику истории, разбираться в текстах давних времён и, замечая закономерности, даже прогнозировать будущее.

Итак, активное знание - это, как замечает Пол, «знание, порождённое плодотворными идеями». Таким способом мы можем получать информацию в любой из научных сфер: весьма демократичная практика, которую способен освоить каждый. Единственное, что понадобится прежде, чем начать - это запастись привычкой докапываться до сути вещей и смирением с тем, что знание гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.