Знак по модульной сетке. Модульные системы в графическом дизайне

Не так давно, работая над очередным уроком для курса «Графический дизайн. Основы» (выпуск запланирован на начало января), я поняла, что тема использования и построения модульных сеток мало где раскрывается.

Есть достаточно много информации о том, что такое модульная сетка и для чего она нужна, но совсем мало о том, каким образом ее строить и какими правилами руководствоваться при этом. Поэтому я решила, что сегодняшняя запись будет иметь практическую направленность и пытаться как можно понятнее осветить данную тему.

Итак, модульная сетка – это разметка вашей работы, способ систематизации и выравнивания элементов. Она является остовом композиционного решения и служит средством организации не только составных частей работы, но и свободного пространства.

Сетка может как помогать нам решать поставленные задачи, так и являться частью решения. Наиболее ярким примером может послужить интерфейс windows phone:

Для тех, кто нуждается в более подробной теоретической части вопроса, есть возможность воспользоваться поиском либо подписаться на курс и получить соответствующее письмо, где об этом достаточно подробно рассказано, а мы переходим непосредственно к практике.

Сначала мы должны определиться, — для чего нам нужна модульная сетка. Делаем мы сайт или верстаем журнал, или обложку для книги, или что-то другое? В зависимости от вида деятельности следует выделить основные структурные элементы. Часто размер модуля определяется одним из этих элементов, например логотипом, позицией меню на сайте и т.д. В верстке минимальный размер определяется удобочитаемым в конкретной ситуации кеглем.

Для наглядности приведу пример модульной сетки печатного периодического издания. Если мы верстаем журнал, то структурными элементами могут быть заголовок, подзаголовок, текст, иллюстрации. Обычно в журналах присутствуют разные типы статей, где роль текстовой части может меняться. В таких случаях, чтобы сделать сетку более гибкой, я использую 5-7 модулей (по горизонтали):

Объединение модулей может осуществляться практически в любом удобном для вас формате:

В действительности, чем меньше модуль сетки, тем более гибкой она будет, не потеряв при этом пропорциональности. Но многим бывает неудобно работать с сетками, если размер их модуля стремится к размеру расстояния между модулями. От такой сетки рябит в глазах и в ней легко запутаться, особенно начинающему:

Вариантов построения модульной сетки может быть масса, здесь вы ограничены только пожеланиями заказчика и своим воображением. Не забывайте, что модульные сетки не обязательно должны быть вертикальными, они могут также строиться и по диагонали, под определенным углом наклона и т.д.

В случае с сайтами оптимальным количеством колонок считается 12, 16 и 24, что связано с особенностями верстки сайтов и использования возможностей фреймворка. Минимальной высотой модуля для web я считаю 20px, что связано с оптимальным размером шрифта (12-14pt) и его читаемостью.

Теперь пришло время поговорить о технической стороне вопроса.

Создание модульной сетки в

  • Первый и самый простой способ — это включить сетку самого графического редактора (Ctrl+’) и, ориентируясь по ней, выставить направляющие. Получится долго и с большой вероятностью ошибок.
  • Установить специальные плагины для Photoshop (GuideGuide , Modular Grid Pattern , GridMaker 2 ).
  • Скачать готовый шаблон с одного из бесплатных генераторов сеток, таких как 960.gs, Golden Grid, 1Kb Grid, Simple Grid. Установите нужные параметры и нажмите «GENERATE».

В действительности существует достаточно большое количество сервисов для создания сеток, в том числе и для «резиновых» сайтов. Их очень легко можно найти, воспользовавшись поиском, поэтому не вижу смысла перечислять их всех в статье. Такие сервисы являются отличными помощниками для начинающих.

Создание модульной сетки в

В отличие от Photoshop, InDesign обладает собственными средствами создания модульной сетки. В меню Layout необходимо выбрать пункт Create Guides и в диалогом окне ввести нужные вам параметры:

Данный инструмент имеет достаточно гибкие настройки, поэтому сделать нужную структуру не составит большого труда. Создание сетки лучше всего осуществлять на Master Page , чтобы не повторять процедуру для каждой страницы.

Создание модульной сетки в

  • Первый способ (аналогично Photoshop) — это включить сетку самого графического редактора и, ориентируясь по ней, выставить направляющие. Также есть возможность любую фигуру сделать направляющей, что поможет в организации наклонной сетки.
  • Скачать готовые шаблоны сеток. Где — подскажет поиск. В интернете их можно найти массу.

Надеюсь, тема модульных сеток стала для вас ближе и яснее. Обязательно упражняйтесь в их построении. Я прекрасно понимаю, что занятие это очень нудное, но оно того стоит. Построение сеток развивает ваше чувство пропорции, позволяет лучше видеть в дальнейшем все неточности выравнивания.

Представьте, что к вам должны прийти гости, а у вас по квартире разбросаны вещи. Как вы думаете, каким образом можно быстро «прибраться», если времени на уборку нет? Ответ прост: нужно разложить вещи небольшими кучками. Это сразу создаст ощущение порядка, квартира будет выглядеть убранной.

Модульная сетка, которая представляет собой набор направляющих, работает аналогичным образом. Направляющие (обычно вертикальные и горизонтальные) образуют некий каркас. Допустим, такой:

Да, правил нет, но есть здравый смысл. Говоря иначе, сначала нужно подумать, для чего нужна сетка, и только потом уже ее строить. Например, нарисованный выше каркас может послужить отличным полем для игры в крестики-нолики;)

Кстати, результатом использования сетки может быть... сама сетка. В качестве примера можно привести картины Пита Мондриана, который строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки.

Ярким примером промежуточного варианта, когда сетка одновременно является частью дизайна и решает конкретную задачу, служит интерфейс мобильной операционной системы Windows Phone.

Итак, на что же можно и нужно опираться при создании модульной сетки?

Построение модульной сетки

Достаточно часто в статьях про модульные сетки можно встретить предложение, которое звучит следующим образом:

Не вписывайте дизайн в сетку, наоборот, создавайте сетку под дизайн.

На первый взгляд, вроде бы все верно: сетка — это, прежде всего, рабочий инструмент, который не имеет смысла без инструкции по использованию, описывающей расположение основных элементов (текста, изображений и т. д.).

Однако, как показывает практика, возможны и имеют место быть оба варианта:

  • Дизайн вписывается в сетку;
  • Сетка создается под дизайн.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Пример первый: нужно создать дизайн сайта для научного журнала. При этом клиент хочет, чтобы журнал был «лицом» сайта и просит поместить его на главной странице. Обложка выглядит, мягко говоря, не очень хорошо:

Не будем обсуждать художественную ценность данной обложки. Сосредоточимся лучше на исполнении — оно явно хромает:

  • Ощущение, что элементы «набросаны» на плоскость страницы наспех, их позиции ничем не обоснованы;
  • Размеры в макете несоизмеримы и непропорциональны, непонятно, чем обусловлен тот или иной размер;
  • Акцентов нет, поля узкие, объекты конфликтуют друг с другом, взгляд блуждает по обложке;
  • Неграмотная работа с текстом, как в плане шрифтов (автор насчитал минимум 5), так и в плане типографики (в списке ключевых статей «дыры» между отдельными пунктами);
  • «Грязные» цвета.

Очевидно, что какой бы хороший дизайн сайта мы не придумали, такая обложка сведет его на «нет». Её нужно довести до ума и в этом нам поможет сетка. Возьмем за основу высоту бордовой полосы (7 мм) и нарисуем сетку с аналогичным шагом по вертикали и горизонтали. Кстати, верхняя и нижняя полосы удивительным образом в нее «попадают».

Сетка наглядно демонстрирует всю плачевность ситуации: объекты не выровнены относительно друг друга, имеют непонятные размеры, в общем, «кто в лес, кто по дрова».

Для наведения порядка впишем дизайн в сетку, только учтем один небольшой нюанс. Отдельно взятые элементы (название журнала, логотип APEL, номер) имеют избыточный размер, из-за них обложка получается тяжеловесной. Уменьшим шаг сетки на 1 мм, это даст нам в итоге легкий и цельный в восприятии дизайн:

Обложка с сеткой или без сетки

  • Элементы расположены по сетке и соразмерны друг другу, появились хорошие широкие поля;
  • Основной акцент выведен на название журнала;
  • Поправлены шрифты и типографика, что вкупе с сеткой дает нам законченное решение.

В итоге мы получаем такую вот замечательную картинку для главной страницы сайта:

Двигаемся дальше. В одной из предыдущих статей автор подробно разобрал этапы создания сайта-визитки . Прочитайте ее, если еще не читали, и обратите внимание, как идет построение дизайна: объекты на странице размещаются последовательно — от общего к частному, от главных элементов к второстепенным.

При таком подходе, когда компоновка определяется задачей, элементы обычно располагаются на странице «на глаз», они, пусть и не сильно, но «пляшут» относительно друг друга. Опять-таки непонятно, на что ориентироваться при выборе размера картинок, блоков текста и т. д. В такой ситуации нам вновь поможет вписывание дизайна в сетку.

Автор Йозеф Мюллер-Брокманн (1914–1996) - графический дизайнер и преподаватель. Его работы являются образцом простоты в дизайне и тонкого использования типографики, формы, цвета. Они оказали влияние на многих современных дизайнеров.

На сайте Студии Лебедева написано, что книги нет в продаже. Советую заглянуть в один из официальных магазинов . Давно хотел прочитать «Модульные системы в графическом дизайне». Считал, что её уже не продают. После защиты семестровых работ в БВШД наткнулся на магазин студии Лебедева. Оказывается, они её печатают и продают.

Купил, прочитал книгу. Поделюсь впечатлениями и интересными идеями.

На каждую тему представлены примеры макетов. Так как по размерам книга чуть больше листа А4, иллюстрации большие и подробные.


Примеры страниц с использованием модульной сетки

Дизайнеру на заметку

Йозеф описывает процесс работы над вёрсткой плаката, макета страницы книги и журнала. Часть посвящена вопросам типографики, так как она влияет на восприятие. Дизайнеру необходимо уметь разбираться в этих тонкостях, чтобы успешно выполнять свою работу.

Про сетки

Модульная система помогает дизайнеру рационально скомпоновать элементы на странице, но важно помнить: сначала содержание, а потом сетка.

Понравилось?

Расскажи

Модульная сетка - э то кратно повторяемый рисунок, узор, размер или пропорция. Вспомните картинки Эшера. Ящерки, рыбки, птицы в некоторых работах - это и есть модуль. Каждый интернетчик наблюдает модули в виде бэкграундов.

Первый вариант применения модулей в дизайне - такой ж как в инете, то есть фоновый рисунок. В самых различных формах, как самостоятельный, так и в различных комбинация. И те же иллюстрации Эшера.

Второй вариант, размерный, очень близок к третьему, пропорциональному. В основном это модульные сетки для различных типографских видов печатной продукции.

Третий вариант более сложен для восприятия, но именно он и лежит в основе всего дизайна, архитектуры и прочего, прочего, творимого природой и человеком. Человек всегда формировал окружающую среду, интуитивно руководствуясь чувством пропорции, то есть соотношений.

Еще Фидий (создатель Акрополя) и Иктин (Парфенон) продемонстрировали знание закона золотого сечения. Суть этого закона в том, что меньший отрезок относится к большему, как больший ко всей длине. Я не помню, изучают ли этот закон в школе, но в художественных училищах, художественннных и архитектурных институтах это как "Отче наш..." Одним числом это значение выражается как 1,618..... алгебраически выглядит a:b=b:(a+b). Суть в том, что подобное соотношение благоприятно глазу в силу психических и физических особенностей строения глаза, рабочих частот мозга и много, много...(Рисунок 4.2.)

Вторым активным элементом построениея каких-то зрительно благоприятных соотношений является квадрат. Путем построений из него легко получать соотношения 1:2, 2:3, 3:4.

Рисунок 4.2.

Рисунок 4.3.

Для веба модульное построение страницы может быть организовано с помощью таблиц. В качестве модуля можно принимать соотношение сторон экрана (при 800х600 это составляет 4:3) (Рисунок 4.3.). Стандартный размер листа бумаги A4 так же является модулем в черчении и типографике

Подавляющее число типографских сеток строится на базе формата листа бумаги, взятого за основу издания. Рисунок сетки зависит от содержания и замысла проекта, а так же индивидуального стиля того или иного художника. А если проектирование выполняется с помощью компьютера, то процесс становится достаточно быстрым, особенно в стадии реализации. Большинство графических (в основном - паблишерных) программ имеет встроенные опции построения модульной сетки, и почти все они же имеют достаточно большой набор заготовок модульных сеток под вполне обычными фамилиями "Буклет", "Календарь" и пр.

На рисунке 4.4. представлена модульная сетка первой полосы. Она немного отличается от общей модульной сетки верхним блоком. Для более четкого восприятия логотипа его пришлось выделить весьма значительными паузами. Но зато с его прочтением и выделением нет никаких проблем.

Рисунок 4.4.

Рисунок 4.5. Модульная сетка остальных полос

Как видим, кроме четко определенного верхнего блока полосы имеют четко выраженный "подвал" - так газетчики называют нижнюю часть полосы. Он помогает разделить информацию на полосе на тематические зоны. Схема модулирования полосы видна на двух цветных схемах.

Не всегда модульная сетка такая уж равномерная и симметричная. Она может быть и абсолютно абстрактной, с произвольным размещением элементов, но в любом случае ее задача - обеспечить преемственность подачи материала.

Модули используют и архитекторы, и дизайнеры-мебельщики, и разработчики автомобилей, у них модуль привязан к пропорциям и размерам тела человека.

Рисунок 4.6.

В веб-дизайне модульная сетка применяется гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. Если вы используете

для формирования элементов на странице - вы уже используете модульную сетку, особенно если вы повторяете эту сетку не на одной странице, а на нескольких. Иногда сетка может быть скрытой, иногда явной (когда вы в качестве фона ячейки используете другой цвет, отличный от основного фона) (Рисунок 4.6.)

Следует добавить, что суть сетки та же, за исключением того, что в вебовской сетке могут присутствовать динамические (изменяемые) параметры ячеек. Страница может быть разной по высоте, что зависит от количества текста и картинок на ней, и автоматически раздвигаться (или не раздвигаться) в зависимости от используемого разрешения монитора.

Размеры экрана

С

Ширина канвы

ледует избегать жестко заданных размеров экрана, но если вы все же задали жестко, необходимо учитывать, что задание жестких параметров определяется размерами канвы.

Разрешение экрана

Размеры канвы

Размер экрана можно определить с помощью простых программ (см. лабораторный практикум).

Рассмотрим пример модульной сетки и задания размеров, организованных с помощью таблицы

В HTML можно все содержание таблицы обозначить тегом . Тогда заголовок таблицы обозначается тегом а заключение тегом .Все три тега закрывающееся и имеют атрибуты. Для ячеек заголовка таблицы используется тег .

заготовка страницы

Тем не менее, самый простой способ не зависеть от размеров канвы – применять относительные размеры, то есть задавать размеры в %.

От автора: к сожалению, многие модные и эффектные веб-дизайнеры часто забывают о том, что результатом их деятельности должен быть удобоваримый сайт, а не красивый скриншот, годный разве что для портфолио. В данной статье я сформулировал требования, которые нужно учитывать в процессе проектирования и оформления веб-интерфейса.

Модульная сетка в веб-дизайне является основополагающим решением, которое не только улучшит юзабилити сайта, но и существенно упростит жизнь разработчикам.

Что такое модульная сетка?

Объясню на привычном для вас примере. Откройте любую бумажную книгу. Видите, текст, проходящий через всю ширину страницы, исключая поля? Так вот, перед вами типичная одноколоночная верстка. А теперь загляните в журнал или газету. В журнале информация традиционно разделена на две колонки, а в газете - на три-четыре, а то и больше.

Вообще веб-дизайн довольно много разных «фишек» наследовал от полиграфического дизайна. Это и принципы работы со шрифтами, и правила композиции, и модули. Сайты-визитки и сайты-презентации вполне могут довольствоваться одноколоночной структурой, домашние страницы - двухколоночной, более сложные информационные проекты должны, соответственно, иметь более сложный и продуманный макет.

Модульная сетка в web-дизайне представляет собой единую схему расположения всех элементов и блоков сайта. Этот каркас проходит через все веб-страницы и помогает создать визуальный порядок на сайте.

Сетки могут быть простыми и сложными, фиксированными или динамическими, но это не столь важно. Если в процессе создания веб-дизайна вы задали определенную модульную структуру, будьте добры, придерживайтесь ее от первой до последней страницы сайта.

Что делать, если во время прорисовки внутренних страниц у вас появились блоки или элементы, которые не подходят к вашему каркасу? Не хочу вас огорчать, но это свидетельствует о том, что ваша сетка никуда не годится, и вы недостаточно времени уделили ее проектированию.

Какие бывают сетки?

Давайте рассмотрим виды сеток для веб-дизайна.

1. Блочная сетка - грубая разметка площади на блоки.

2. Колоночная - имеющая колонки в своей структуре.

3. Модульная - состоящая из пересекающихся прямых, которые образуют модули.

4. Иерархическая - сетка с интуитивным размещением блоков, без какой-либо логической структуры.

В отличие от полиграфического дизайна, сетка в веб-дизайне может быть не только фиксированной, но и динамической. К примеру, вы можете сделать одну или несколько колонок макета растягиваемыми, резиновыми, задав их ширину в процентах, а размер остальных колонок зафиксировать.

Сетка для веб-дизайна 960 Grid System (http://960.gs) отвечает концепции «статического» макета, а для создания «резинового» можно обратить внимание на сетку фреймворка Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid). Модульный каркас 960 GS делит веб-страницу на 12, 16 и 24 колонки.

При разработке «резиновой» структуры не забывайте про максимальную ширину экрана. Ее обычно ограничивают 1280 пикселями. Если не учесть максимальное значение по ширине, то на больших мониторах содержимое сайта будет сильно растянуто, что негативно повлияет на его восприятие.

Наиболее популярной и легкой в реализации является двухколоночная модульная сетка, пропорции которой рассчитываются с учетом следующих допущений:

самое распространенное разрешение экрана -1024х768;

ширина макета не должна превышать 770 пикселей, для того чтобы на экране с разрешением 800х600 внизу не появлялась полоса прокрутки;

колонка, выполняющая функции информационного модуля, должна иметь большую ширину, чем колонка, которая определена как навигационный модуль (меню).

Исходя из этого, пропорция выглядит так: 200 пикс. + 550 пикс. или 150 пикс. + 620 пикс.

В большей колонке предполагается разместить меню навигации, в меньшей - каталог, или содержание.

Рассмотрим в качестве примера сетку веб-дизайна известного сайта. На всех сайтах BBC используется универсальная структура с колонками размером 61 х 16 пикселей, что соответствует стандартным фото и видео бренда.

Как можно увидеть на картинке, сетка BBC довольно гибкая и позволяет разместить любую информацию: от серьезной аналитики до развлекательных новостей. Данная модульная сетка является визитной карточкой компании, так как является стандартной для всех ее сайтов. Кстати, эта штука представляет собой компонент гайдлана «Global Experience Language», если кому интересно.

Разработчики BBC охотно дают советы по поводу проектирования модульных сеток в веб-дизайне. Велосипед, конечно, они для нас не изобрели, но, я думаю, новичкам в карьере веб-дизайнера это будет интересно.

1. Процесс начинается с определения мест для блоков высшей иерархии. Представляем себя эдакими Шерлок Холмсами – мастерами дедукции и соблюдаем правило «От общего к частному, от большего к меньшему».

2. Спускаемся на следующий уровень и размещаем блоки, следующие в иерархии. При этом базируемся на приоритетах контента, для определения которых анализируются ожидания пользователей и выявляются собственные конкурентные преимущества.

3. Таким образом, вначале прорабатываем общую композицию и самые крупные элементы. Затем - уточняем, дорабатываем, детализируем. Для этого нам понадобится нарисовать серию черновых эскизов. Только после детальной проработки идеи сайта с помощью карандаша и бумаги наконец-то садимся за компьютер.

4. Распределяем информацию по блокам, группируем контент. Например, на сайте BBC практически у каждой группы контента есть название, которое отражается в категориях меню навигации. Названия блоков служат визуальными якорями, позволяющими бегло просматривать веб-страницу, а также помогающими понять, к какой категории материалов относится та или иная новость.

Такой подход широко используется как новичками, так и мастерами веб-дизайна. Он позволяет не только сэкономить кучу времени, но и найти оригинальные решения сложных задач.

Итак, в нашем сегодняшнем курсе молодого бойца веб-дизайнера мы рассмотрели понятие модульной сетки и особенности ее применения. По сути, это некая визуальная абстракция, с помощью которой мы располагаем все элементы и блоки контента на приемлемом расстоянии друг от друга и удобном для пользователя уровне. Визуализировать модульную сетку можно с помощью отдельного слоя с изображением направляющих.

Напоследок, хочу напомнить, что веб-дизайн - это создание не только красивой, но и практичной, удобной системы. Вот почему каждый уважающий себя веб-дизайнер должен уметь проектировать систему модульной навигации, структурировать информацию и разбивать ее на блоки. Благодаря этому пользователю будет приятно «сёрфить» ваш сайт и легко воспринимать его содержимое.

Подписывайтесь на обновления нашего блога и делитесь ценной информацией с друзьями. Всем удачных модульных сеток и до новых встреч!

заголовок
менюмодуль1модуль2модуль3модуль4
заключение